Опыт Самарской области при переходе на государственное управление образовательными учреждениями будет реализован в 15 субъектах РФ
print_r()
06 Июля 2017 | новости

5 июля в Сочи состоялось всероссийское совещание руководителей органов государственной власти субъектов РФ под председательством главы Министерства образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой. В мероприятии приняли участие руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов, депутаты и сенаторы – представители комитетов по образованию Государственной Думы и Совета Федерации, а также вице-губернатор – руководитель Администрации Губернатора Самарской области Дмитрий Евгеньевич Овчинников, выступивший с докладом по теме: «Государственный механизм управления региональной системой образования: опыт формирования, эффекты реализации и перспективы развития»,  и министр образования и науки Самарской области Владимир Александрович Пылёв, ставший модератором одной из трёх основных секций «Схема финансирования образовательных организаций».

Темой основного совещания стала эффективность управления региональными системами образования. Предпосылкой к обсуждению стало высказывание министра О.Ю.Васильевой, прозвучавшее в ходе дискуссии в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума, за перенос учредительства общеобразовательных организаций с муниципального на региональный уровень. То есть школы, согласно этому предложению, должны стать государственными. Самарской области было поручено доложить о своём опыте в этом вопросе.

Как отметил в своём докладе Д.Е.Овчинников, в Самарской области система образования работает в режиме государственного управления образовательными учреждениями региона с 2001 года. Необходимость такого шага была обусловлена наличием проблем в рамках традиционной (муниципальной) модели управления, затрудняющих достижение конечной цели: повышение доступности качественного образования. В первую очередь, это высокие издержки ввиду рассредоточения ресурсов, что приводило к высокой доле неэффективных расходов, в том числе на содержание органов управления образованием. Вице-губернатор привел в пример муниципалитеты нашей губернии, где количество детей дошкольного и школьного возраста иногда насчитывает менее 2 тыс. человек, но доля расходов на содержание органов управления образованием ранее составляла около 10% от бюджета отрасли. Кроме того, среди недостатков муниципальной модели управления Д.Е.Овчинников озвучил неравные условия оплаты труда и тот факт, что согласно законодательству, органы местного самоуправления не имеют реальных рычагов управления системой образования, а только организационные полномочия. Важной задачей является необходимость создания единых, унифицированных подходов к реализации государственной политики в образовании, в том числе в части исполнения указов Президента России.

Способ решения этих проблем – переход к государственной модели управления региональной системой образования, основанный на создании государственных образовательных учреждений взамен муниципальных.

В своём докладе Д.Е.Овчинников предложил варианты управления образовательными учреждениями:

«Их два. Первый – регионально-муниципальный, сохраняющий у муниципалитетов полномочия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса (содержанию зданий). Второй – региональный, исключающий данное полномочие у муниципалитетов. Важно понимать, что реализация любого из предложенных вариантов предполагает отказ от управления образованием со стороны муниципалитетов с передачей данной функции на региональный уровень».

Д.Е.Овчинников рассказал об опыте Самарской области в переходе к новому порядку управления. Так, в регионе вместо 35 муниципальных органов управления образованием и служб обеспечения (например, методических служб) были созданы 11 межмуниципальных образовательных округов под руководством территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области. Также в каждом округе были сформированы Ресурсные центры в статусе учреждений дополнительного профессионального образования – структуры, обеспечивающие методическую и ресурсную поддержку образовательных организаций, входящих в округ. Муниципальные образовательные учреждения сохранены только в крупных мегаполисах – Самаре и Тольятти. Но и в этих муниципалитетах были созданы территориальные управления областного министерства образования, которые имеют чёткое разделение полномочий с муниципальными органами управления образованием, а также обеспечивают доведение финансовых средств до муниципальных образовательных организаций.

Следующим этапом стал перевод всех муниципальных общеобразовательных организаций в 35-ти из 37-ми муниципалитетов губернии в разряд государственных. Это произошло в 2011 году.

«В результате изменения модели управления образованием в Самарской области была снижена доля расходов на содержание органов управления образованием от бюджета отрасли, на протяжении более чем 10 лет соотношение «учащийся/педагог» (число учащихся, приходящихся на одного педагога) в губернии превышает среднероссийские значения. Например, в 2016 году данный показатель составлял: в дошкольном образовании – 12,3 (в РФ – 12,2); в общем образовании – 15,0 (в РФ – 11,6); в системе СПО – 17,2 (в РФ – 9,6), кроме того, аналогичная ситуация увеличилась и наполняемость классов сельских школ. Так, в 2016-2017 учебном году в Самарской области данный показатель был равен – 13,9 (в РФ – 13,3). И самое главное, отмечено улучшение качества образования. Например, снижен разрыв между «лучшими» и «худшими» образовательными учреждениями в условиях общей позитивной динамики образовательных результатов. Это стало возможным, в том числе, в результате перенаправления средств, высвободившихся в результате снижения численности специалистов органов управления образованием, на финансовую поддержку профильных школ, сохраняющуюся до настоящего времени», - отметил вице-губернатор Самарской области.

Кроме того, как подчеркнул Д.Е.Овчинников, реализация перехода имела и несколько других положительных социальных эффектов. Среди них, к примеру, изменение идеологии дорожного строительства – в первую очередь стали ремонтировать и содержать дороги, по которым передвигаются автобусы со школьниками. Речь идёт, в том числе, и о межмуниципальных дорогах, которыми пользуются все жители.  Усилило это и конкуренцию среди преподавателей, у которых появилась возможность обмена опытом, что, в конечном счете, позволило Самарской области добиться качественной динамики в профессиональном развитии педагогов. Об этом говорят и достижения губернии в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года России», в котором за последние шесть лет три представителя Самарской области стали победителями, а один – абсолютным победителем.

«Кроме того, расширились границы реализации проектной деятельности педагогов, теперь большинство из них носят статус межмуниципальных. Более того, многие из них выходят на региональный и даже межрегиональный и международный уровень. В их числе, Ярмарка социальных и педагогических инноваций, организуемая Отрадненским управлением министерства образования и науки Самарской области, Форум методических идей молодых педагогов, проводящийся Юго-Восточным управлением регионального министерства и многие другие», - отметил вице-губернатор.

В завершении своего выступления вице-губернатор отметил, что наш регион при переходе на новую модель управления 15 лет назад столкнулся с рядом правовых пробелов в российском законодательстве. В настоящее время они уже устранены, а с учётом опыта Самарской области переход других субъектов РФ на государственное управление образовательными учреждениями должен быть максимально эффективным.

По итогам обсуждения опыт управления сферой образования в Самарской области признан успешным и рекомендован для его внедрения в масштабах страны.

«Были определены 15 регионов, которым, опираясь на самарский опыт, предстоит стать пилотными площадками для реализации эффективной модели управления образованием. Разработана дорожная карта этой работы, которой предусмотрено проведение в Самаре федерального совещания по данной теме в конце августа – начале сентября. В ходе него коллеги из пилотных регионов смогут на месте познакомиться с опытом развития самарской системы образования», - рассказал Д.Е.Овчинников после завершения мероприятия.



Вам будет интересно

Информация о ГИА по образовательным программам основного общего образования в сентябре 2019 года на территории Самарской области
13.09.2019 15:01:00 | новости

Сегодня 13 сентября завершились основные дни дополнительного периода  государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) для обучающихся 9 классов, не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в досрочный и основной периоды.

В течение прошедшего экзаменационного периода за нарушение п. 42 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, а именно наличие и использование в момент нахождения на пункте проведения ГИА средств связи – мобильного телефона и справочных материалов удалено 2 участника ГИА-9.

К сожалению, один из участников не смог завершить экзамен по уважительной причине (плохое самочувствие), ему предоставляется право сдать экзамен в резервные дни, которые пройдут с 16 по 21 сентября.


 

 

Пять образовательных учреждений Самарской области получили сертификаты «Базовых школ РАН»
13.09.2019 14:57:00 | новости

В ходе рабочего совещания под председательством заместителя председателя Правительства Самарской области Александра Фетисова, состоялось торжественное вручение сертификатов базовым школам РАН. Их получили 2 гимназии и 2 лицея Самары, а также лицей Тольятти.

«Мы гордимся, что сразу пять учебных заведений Самарской области были отобраны РАН для реализации проекта. Высшие школы губернии неоднократно входили в число лучших школ России, и мы знаем, что это не только статистика. Это все заслуги педагогов и наших ребят», — подчеркнул, открывая совещание, зампред Правительства.

Базовые школы РАН – это совместный проект Российской Академии Наук и Министерства просвещения Российской Федерации, поддержанный Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Главная цель – создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, ориентирование их на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, что послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом.

Для пилотного этапа проекта на основе федеральных рейтингов отобрано 108 школ из 32 субъектов Российской Федерации, обладающих значительным научным и образовательным потенциалом, в их числе и образовательные учреждения Самарской области. Пять общеобразовательных учреждений региона будут реализовывать школьную программу совместно с вузом. Их наставником и куратором стал Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева.

Созданную в Самарской области «инфраструктуру» взаимодействия школ и вузов региона лично оценил секретарь комиссии РАН по научно-организационной поддержке базовых школ Александр Соломатин.

«Большую поддержку школам оказывает Самарский университет, — отметил он. — И такая региональная инфраструктура по сопровождению проекта, конечно, впечатляет. Самоотверженная работа учителей, высокий уровень квалификации, приличная база материальная, и мотивированные дети — которые включаются с начальной школы в этот проект».

Ранняя профессиональная ориентация школьников, максимальное вовлечение учеников в техническое творчество, раскрытие их потенциала — задачи, обозначенные Губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым. Повысить эффективность работы в этом направлении педагогам региона помогает национальный проект «Образование». Он позволяет создать для учащихся городских и сельских школ равные условия для развития способностей. В новом учебном году начали работать центры цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», 19 детских мини-технопарков «Квантум», модернизированы и переоснащены кабинеты технологии в 24 образовательных организациях региона.

«Вхождение пяти учебных заведений Самарской области в число базовых школ Российской Академии Наук — это мощнейший стимул развития системы общего образования региона,— отмечает министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян. — Он поможет нам в достижении целей национального проекта «Образование», которые поставил Президент Владимир Владимирович Путин. Я напомню, одна из них обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Базовыми школами РАН в Самарской области стали МБОУ «Гимназия № 1» г.о. Самара, МБОУ «Гимназия № 11» г.о. Самара, МАОУ «Самарский лицей информационных технологий» г.о. Самара, МБОУ «Лицей авиационного профиля № 135» г.о. Самара, МБОУ «Лицей № 57» г.о. Тольятти. Планируется, что учащиеся этих общеобразовательных учреждений будут посещать лекции в университете и под руководством вузовских преподавателей готовить собственные проекты. Таким образом, проект позволит укрепить связь между школами и вузами.

Возврат к списку