Человек, который умел мотивировать людей и менять мир

Человек, который умел мотивировать людей и менять мир

8 ноября 2020 года исполняется 80 лет со дня рождения Ефима Яковлевича Когана.
Доктор физико-математических наук, профессор, член Нью-Йоркской академии наук, первый министр образования и науки Самарской области, Учитель, человек о котором, даже после ухода, ученики и последователи говорят не  в сослагательном наклонении, а в настоящем времени.  Все потому что смелые идеи по модернизации всех уровней образования, выдвинутые Ефимом Коганом,  доказывают свою эффективность и по сей день.
«Ефим Яковлевич первым обратил самое пристальное внимание на развитие сельских школ. Он сделал ставку на создание крупных образовательных центров в отдаленных от Самары районах. В регионе стали создаваться крупные школы с максимально возможным набором образовательных услуг (в том числе и в сфере дополнительного образования) с сетью филиалов, у которых был один руководитель, единая финансово-экономическая служба и методическое обеспечение. Это дало новые возможности для развития не только детей, но и педагогов, — подчеркивает министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян. – Сегодня мы модернизируем сельские школы, открываем в них «Точки роста», мини-технопарки, оснащаем их современным оборудованием. Нам, в какой-то степени, это делать проще, чем коллегам из других регионов, потому что у нас есть база, основа и фундамент, заложенный Ефимом Яковлевичем».
Ефим Яковлевич Коган в качестве российского и международного эксперта, оставил богатейшее наследство исследований и новшеств, которые легли в основу государственной политики в сфере образования России и ряда стран ближнего зарубежья.
В канун памятной даты друзья, коллеги и ученики Ефима Яковлевича создали интернет-мемориал, посвящённый жизни и достижениям своего учителя, друга и наставника http://efimkogan.ru/.
«Мы постарались собрать в одном месте научные статьи юбиляра, публикации в средствах массовой информации, его интервью в разные периоды работы, богатый фотоархив, — рассказывает директор Самарского филиала Российской Академии Народного хозяйства и государственной службы Виктория Прудникова,Так же на новом ресурсе расположены уникальные воспоминания людей, которые с ним работали. Мы искренне признательны всем, кто откликнулся на нашу просьбу».

Вот несколько выдержек:
Александр Григорьевич Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В.Ломоносова, Директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, Академик РАО:
«Бор в свое время говорил: «Ваша идея недостаточно безумна, чтобы быть великой». У Ефима Когана в образовании было много таких «безумных» идей. Он был проектный управленец от Бога. Его, прежде всего, интересовало, как мир образования трансформируется от его решений и действий. Он никогда не был спринтером, он всегда был стайером, рассчитывал надолго и был невероятно, по-научному упрям в достижении своих целей».
Сэр Майкл Барбер (в настоящий момент занимает пост главного советника по вопросам образования в компании Pearson (Великобритания):
«Ефим Коган был одним из самых разумных и эффективных реформаторов образования, которых я когда-либо встречал. То, чего он добивался в Самарской области, часто в сложных обстоятельствах, было поистине исключительным.
Перестав быть чиновником, он нашел своим способностям много других мест приложения, с готовностью делился опытом, что оказывало значительное влияние на систему образования России».
Виктор Александрович Болотов (заслуженный профессор НИУ «Высшая школа экономики», академик Российской академии образования, член Общественного совета Министерства науки и высшего образования):
«Все, что он замыслил, он начал делать и никогда не оставлял своих задумок. Для российской системы образования тех лет что-то было в зоне ближайшего развития и достаточно быстро пошло в жизнь. Что-то было за пределами горизонта, и до внедрения его идей по всей стране прошло 5-10 лет.
Ефим обладал целеустремленностью и хорошо организованным мышлением, легко ломал стереотипы и строил принципиально новое. Он создал очень много прецедентов для российской системы образования. Можно перечислить много его достижений, но главное – он был ледоколом, который ломал лед. По «чистой воде» люди шли и воплощали созданные им модели управления.
Он этому учил и меня. С его помощью я несколько раз выходил из колеи обыденности и стереотипности, принимал новое, неожиданное. Бывало, что я ему говорил: «Это завиральная идея, можешь об нее голову сломать». Но через год-два приходилось признать, что он был прав.
А еще он был прекрасным человеком. У него было отличное чувство юмора, он очень хорошо выступал, а как он пел украинские песни!»

Галерея